История прихода

Село Мотовиловка живописно раскинулось по обеим стропам реки Стугны, выше Василькова, в 14-ти километрах, разделяясь на две части, одна из которых расположенная на правой стороне, называлась Панской, ныне Велыкою. Другая часть тянется по над Стугною с левой или северной стороны и назывался Казенной Мотовиловкою, ныне Червоною(были времена когда Червона Мотовиловка носила также и название Камянка). Западная око­нечность помещичьей или Велыкой Мотовиловки, отделяемая полем в 2километра, называется Мотовиловской слободкой и когда то составляло отдельное имение, принадлежавшее Фелициану Хоецкому, а потом полковнику Богушу.

Предание повествует о том, что Мотовиловка в давние времена была местом или городом под названием Мина обитаемом греками, в котором греческих домов было более 600. В городе быль укрепленный замок и церковь, которой место народное предание назначает там, где раньше был дом помещика Руликовского и где найдено множество гробов и металлических крестов, какие обыкновенно носят греческие священники. Валы и рвы, которые окружали это дав­нее городище, по большой части и доныне существуют. В свое время владетель части Мотовиловки взял эти остатки старины в свой сад, чтобы предохранить их от уничтожения.

Первым письменным упоминанием можно считать запись папского нунция Бруно Стефано,датируемой 1018 годом,который так же упоминает городище Мину.

Во времена набегов Печенегов или Половцев, по народному преданию, город этого подвергся совершенному уничтожению и назывался Пустыми Городищами. Затем пустые Городища начали заселяться и приняли название Гуляники(одно из преданий гласит ,что в Гулянниках проживали семьи греков,которые участвовали в строительстве Успенского собора Киево-Печерской Лавры и на отдых(гульню) возвращались к семьям). В дарственной грамоте князя Юрия Андреевича (Китая) 1159 года, коею Васильков пожалован Печерской Лавре, упоминается о Гуляниках, с которых назначена десятина на монастырь от всех владений. В первой по­ловине XV века Александр (Олелько) Владимирович, князь Киевский подарил Гуляники князю Михаилу Ивановичу Сквира – Рожиновскому. Сын этого Ми­хаила Яцько, нуждаясь в деньгах, одолжил у Зимянина Киевского Пашковича 80 копь грошей литовских и заставил за этот долг имение свое Гуляники. Этот Пашкович умер бездетным, и поступило ли имение, по его смерти в чьи-либо руки, неизвестно. Известно только, что во время Александра, князя Литовского, Гуляники были уже во владении Филиппа Ивашкевича, предоставленные ему коро­левскою властью за заслуги. По смерти Ивашкевича, Сигизмунд 1-й в 1528 году подтвердил вдове его и детям Феодору и Анне пожалование князем Александром сделанное, и сверх того, во внимание его заслугам, присовокупил для них и другие некоторый владения в воеводстве Киевском. Феодор Филиппович умер бездетным и Гуляники достались, по праву наследства, его сестре Анне, которая вышла замуж за Франца Касперовича Радзиминскаго, подкомория Полоц­кого и полковника королевских войск. Но имение недолго было во владении Радзиминских. Во время одного из нашествий татар, Гуляники совершенно опустошены, а владельцы бежали в глубину Литвы…В 1560 году князь Константин Острожский, воевода Киевский, дарить это имение Ивану Мотовиловцу, как собственность государственную. От этого Мотовиловца Гуляники переименованы Мотовиловкою. Неизвестна участь как этого нового облада­теля Мотовиловки, так и его наследников. Кажется вина их удаления от владения имением та, что они были православные и русские, подобно князю Острожскому, наделившему их имением. Потому, по принятой польским правительством системе, король Сигизмунд 1-й в 1595 году дарить Мотовиловку Яну Аксаку, Киевскому земскому судье, на праве ленном, а затем, удовлетворяя просьбу отца, тот же король предоставляет имение сыну его Сте­фану Аксаку, привилегиею, данною в Варшаве 1623 года.

герб Аксак

Между тем Михаил Радзиминский, сын Франца, чудесно спасшийся в детстве от татар, достигши совершеннолетия, начал иск с Яном Аксаком, домогаясь имения. Дело это шло сначала в Киевском городском суде; истец утверждал, что Ян Аксак овладел имением его, с собственным названием Гуляники и в нем уже осадил несколько сот людей, пользуясь доходами с пасеки, охоты, а также рыбных ловель, устроил ставы и млыны,получая каждый год доход с имения, более нежели 300 коп грошей литовских. Впрочем, не один Радзиминский называл себя владетелем этих имений. К ним также объявил претензию Юрий Рожновский, называвший себя потомком князей Сквира-Половцов Рожновских, давних владетелей Гуляник. Процесс этот судом городским Киевским, по апелляции, был перенесен в трибунал Любельский. Но скоро один за другим окончили жизнь и Ян Аксак и Михаил Радзиминский и Юрий Рожновский. Трибунал приказал разобрать и решить претензии всех сторон в годичный строк особой комиссией вольного коронного сейма, которая 1625 года и присудила Гуляники Яну Радзиминскому, сыну покойного Михаила. Право ленное, данное Стефану Аксаку уничтожено, а претензии наследников Рожновского признаны как неосновательные. Того же еще года Ян Радзиминский продал Гуляники братьям Стефану и Михаилу Аксакам, за сумму 50,000 злотых польских. Причем в продажном акте было оговорено, что продается все: «с людьми подданными мещанами в местечке живущими, также на хуторах; на селах бывшими данниками, и на каких бы то ни было повинностях, поселившимися с чиншами, со всеми их податями и повинностями, ставами, млынами и их доходами, с бо­рами, лесами, полями, сеножатями, реками, с гонами бобро­выми (теперь и слуху о бобрах в этих местах нет, леса и дубровы также почти истреблены), озерами, с ловами птичьими и рыбьими».

герб Пржияцель

Впоследствии времени один Стефан Аксак, судья земский Киевский заделался, владетелем Гуляник, по силе заделки 1630 года с братом своим Михаилом. Таким образом, имение это непрерывно оставалось во владении его дома до 1729 года, в котором, по смерти Иосифа Аксака, Мотовиловка с окрестными селами досталась в наследство родной сестре его Терезе Курдвановской, а впоследствии заделалось собственностью ее потомков: Курдвановских, Куропатницких, Метельских и Руликовских. В 1749 году Иосиф Руликовский, подчаший Бельский заплатил почти всем совладельцам Мотовиловского имения, исключая двух небольших частей Метельского и Скринецкого, которые части свои продали уже сыну Иосифа Игнатию Руликовскому.

герб Руликовских

Сын Игнатия Эдуард Руликовский владелец половины Мотовиловки, по правую сторону Стугны лежащей, известен описанием уезда Васильковского, составленным на польском языке .

Мотовиловка от давнейших времен называлась всегда местом (городом). В 1686 году, когда Киев с округом по реку Стугну отошел к России, половина этого места, лежащая по левой сторон Стугны, присоединилась к России, тогда как правая сторона отошла к Польше. Часть, оставшаяся на левой стороне или Русская, в 1720 году гетманом Скоропадским подтверждена за Киево-Братским монастырем(в этот период Червона Мотовиловка именовалась Чернечою Мотовиловкой), за которым и числилась до отобрания монастыр­ских имений в казну. Другая половина Мотовиловки оставлена Польским прави­тельством в роде Аксаков. Впрочем, знаменитый Палий, овладевший Белой Церковью и Фастовом и, не признавая пожалований, сделанных Польским прави­тельством, обязательными для их признания, подобно тому, как Поль­ское не признавало пожалований Русских, изгнал из Мотовиловки Аксаков и содержал здесь гарнизоном отряд казаков. В последние годы существования Польши в пограничном Мотовиловском замке помещались погра­ничные суды для решений обоюдных споров подданных русских и польских.

Здесь подаем небольшую хронику событий того периода:

В 1608-1613рр. Ян Аксак строит в Мотовиловке для обороны от татар городок, а в 1630-1649рр. Мотовиловкой правит Стефан Аксак (сын Яна), который в юности служил сотником у гетмана Сагайдачного и ходил с ним на Москву и Хотин против турок.

В 1650. за специальным универсалом Богдана Хмельницкого (по просьбе жены Стефана к Ивану Выговскому) в Мотовиловку направляется казацкий отряд под командованием Андрушевича.

В 1649г. в Мотовиловке находилась казацкая сотня, которая принадлежала к Киевского полка, сотником был Иван Половец.

В 1664р. поляками строится бастион, или так называемая «Башня Чернецкого», которая сохранилась до нашего времени.

В 1665р. Мотовиловку занял овруцкий полковник Демьян Децик, который был против польского господства на Правобережной Украине. В это время Мотовиловку дважды посещает гетман Левобережной Украины Иван Брюховецкий, но Децик оставил Мотовиловку, и ее заняли поляки.

1 ноября 1665р. Рейтарская рта из полка Тургенева под командованием Синятина разрушила Мотовиловку полностью.

В 1667-1793рр. по Стугне проходила граница между Польшей и Россией.

С 1686р. по 1704р. в Мотовиловке расположена сотня Семена Палия. В 1704р. Мотовиловку занимают казаки И.Мазепы.

Исторические события начала ХVIII в. обусловили появление нового населенного пункта – села Червона Мотовиловка.

В 1711. в Мотовиловку возвращаются Аксак, а казаки, поселились в Мотовиловке, под руководством атамана Григория Стоцкого переселились на левый берег Стугны и основали новое село, теперь называется Червоной Мотовиловкой. Сначала это поселение называлось Атаманский.

Григорий Стоцкому не удалось село закрепить за казаками, и в 1720р. по распоряжению гетмана Левобережной Украины Скоропадского оно вместе с Плесецким отошло к Киево-Братскому монастырю и стало называться Чернечей Мотовиловкой.

С 1786г. по указу Екатерины II эти земли изымаются у монастыря и передаются в казну. Левобережная Мотовиловка стала называться Казенной Мотовиловкой, а правобережная – Великой или Польской Мотовиловкой. После раздела Польши село окончательно отошло под протектор России и начало называться Панской или Великой Мотовиловкой.

В последние годы перед большевистским переворотом Мотовиловкой владели Руликовские где имели очень хороший каменный в два этажа дом, а само имение состояло из части села Мотовиловки и деревни Оленовки и затем известный меценат и сахарозаводчик Тарнавский, которого к стати сказать в его имении часто посещал знаменитый художник Врубель…

герб Тарновских

Составной частью ансамбля поместья также был костел,который как свидетельствует запись в книге киевского архидиаконата,был построен в 1819 году, на средства Игнатия Руликовского,маршалка Васильковского уезда.

Вид Мотовиловки.Де Ля Фриз.

В Мотовиловке пред революцией было две православные церкви. В казенной части села, Покров­ская, 4-го класса, а в помещичьей Рождества Богородицы, причисленная к 3-му классу; та и другая были деревянные, имели по указной пропорции земли. На месте совершенно обветшавшей Покровской церкви предложено было построить каменную церковь, которая и была заложена  в 1839 году и построена была вчерне за счет казны; но по непрочности произведенных работ она обрушилась. В последствии строится палатою государственных имуществ на место завалившейся, деревянная ,в меньших размерах на счет прихожан, а о причинах непрочной постройки тогда тянулась долгая переписка. В 30-тых годах 20-го столетия была закрыта и использовалась как зернохранилище. В годы немецкой оккупации богослужения возобновились и до 1992-года не прекращались. В 92-ом Церковь и Покровский приход попал в гущу событий связанных с созданием организации ,которую принято называть «Киевский патриархат».

При содействии тогдашнего председателя Сельского Совета Михаила Стельмащука, используя насилие,взломав замки и сфабриковав подложные документы, храм был захвачен и ныне незаконно удерживается во владении выше указанной религиозной организацией, которая себя называет “УПЦ КП”,или Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата.

Церковь Рождества Богородицы очень давняя потому, что еще в визите 1746 года Фастовского деканата , она описывается: причем сказано, что она «деревянная с тремя куполами. Колокольня при ней пристойна, имевшая 5-ть колоколов; погост огорожен дубовыми палями»; при ней тогда был священником Василий Самолевский, посвященный заграницею, то есть в России, и утвержденный при церкви но ходатайству тогдашнего владельца Фрацишка Метельского, мечника Киевского. Кроме мотовиловских жителей помещичьего владения в приход входила деревня Оленовка с 1037 душами обоего пола и в 4-хъ верстах отстоящая, Мотовиловская слободка. Церковь тоже претерпела множество бед. В 20 -тые годах 20-го столетия, храм был захвачен так называемой “автокефальной церковью”,или самосвятами-лыпкивцями,после чего с перерывами в ней совершались богослужения, а в 1962 году была разрушена, так как “мешала ” строительству школы, сейчас на месте храма стоит памятник павшим войнам ВОВ.

В 1993 году была возобновлена регистрация Свято-Покровского прихода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которой принадлежал Покровский храм до описываемых событий.

Затем были годы скитаний по арендованным помещениям. В 2001 году на средства Свято-Вознесенского храма г. Киева, что на Димеевке и многих других жертвователей, был куплен дом и участок земли, невдалеке от поруганного Покровского храма. В доме был устроен Покровский храм, а за тем в 2004 году теплый предел во имя свят. Тихона Задонского.

Учитывая численный рост Свято-Покровского-Тихоновского прихода УПЦ МП, было решено начать строительство нового Свято-Андрее-Владимировского храма. Храм был заложен в 2004 году. 26 августа, тогдашним викарием Киевской митрополии, архиепископом Переяслав-Хмельницким, Митрофаном, была совершена закладка храма и Божьей Милость ,ныне уже строительство завершенно.Продолжается благоукрашение храма.

В 2008 году был заложен закладной камень в основание кладбищенского храма-часовни в честь иконы Божией Матери “Киево-Братская”, где с 2010 года регулярно совершаются заупокойные богослужения и отпевания усопших.

Современная символика с.Червона Мотовиловка

Герб Червоной Мотовиловки – в зеленом поле крепостная башня, под ней перекрещенные рог изобилия и стрела. В пурпурной оконечности серебряный волнистый пояс, что символизирует исторический факт, что после боев с половцами река Стугна стала красной от крови.

Флаг Червоной Мотовиловки состоит из двух равных вертикальных полос: малиновой с изображением перекрещенных рога изобилия и стрелы и зеленой.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *