История развития школьного дела

Село Казенная Мотовиловка и хутор Боровая исторически составляли единый Покровский приход, центр которого находился в Казенной Мотовиловке. При мотовиловской церкви церковноприходская школа была основана в 1860 г. настоятелем местного храма священником о.Петром Гордиевским. Основатель школы происходил из потомственных дворян и служил в приходе с. Казенная Мотовиловка с 1847 по 1872 года – то есть, четверть века. Из этих двух с половиной десятилетий пастырь 12 лет был заведующим церковноприходской школой и преподавал в ней Закон Божий. В эти времена школа находилась на этапе своего организационного оформления и в ней учились десятки местных детей.

С 1872 по 1914 г. школой в которую ходили дети с Казенной Мотовиловки и с Боровой, заведовал священник о. Александр Стефанович Гришковский. Он происходил из известной Киевской духовной династии и имел опыт работы в школе, поскольку до принятия сана он несколько лет преподавал на Черкащине. Документы отмечают проповеднические качества пастыря – а красноречие является важной чертой и для педагога. В течение долгосрочного руководства школой о. Александром учебное заведение знало взлеты и падения. Последние были связаны с тем, что школа не имела стабильных источников поступлений и некоторое время существовала только благодаря энтузиазму местного духовенства и приходского актива. В конце 70-х годов XIX в. школа пришла в упадок. Но вначале 80-х, когда крестьяне уже имели возможность лучше финансировать учебное заведение, школа получила новую жизнь. Стараниями о. Александра, которые подкреплялись пожертвованиями мирян в школе по состоянию на 1909 г. насчитывалось 53 первоклассников и 7 первоклассниц. Пастырь и педагог за просветительскую деятельность в приходе и школе был награжден набедренником, скуфией и камилавкою от киевских митрополитов разного времени. Впрочем, именно при настоятельстве о. Александра церковноприходскую школу Казенной Мотовиловки было заменено на государственную.

В последним дореволюционным наставником местного прихода был священник о. Александр Львович Гродзинский. Он прибыл в Казенную Мотовиловку в военном 1914 году. На это время в Казенной Мотовиловке церковноприходской школы уже не существовало. Зато в хуторе Боровой еще в 1913 г. был построен отдельный храм святого равноапостольного князя Владимира (он был перестроен из местной кладбищенской часовни, которая долгое время существовала на тогдашнем хуторе Боровой) Логическим продолжением этого процесса было открытие церковноприходской школы, которая была основана в селе еще до постройки церкви. Данной школой также заведовали священники с. Казенной Мотовиловки. А когда в Мотовиловке в начале XX века открыли государственную школу, то церковноприходская школа хутора Боровой стала единственным церковноприходским заведением на территории прихода. По состоянию на 1914 г. в хуторе Боровой насчитывалось 440 постоянных жителей. А в школе Боровой этого же года обучалось 52 первоклассника и 10 первоклассниц. На ее содержание госбюджет ежегодно выделял по 360 руб. Но немало учеников с Боровой посещало и государственную школу в Мотовиловке.

Государственное учительство. В Казенной Мотовиловке в начале XX века было основано четырехкласное училище. Однако, оно долгое время не имел собственного помещения, и нанимало для занятий дачный дом местной жительницы Стариковой. Это было весьма неудобным обстоятельством, которое заставляла училище регулярно переезжать. На время летних месяцев в дачном помещении отдыхала сама владелица, и она просила училище увольнять ее дачу на данный период. Более того, ежегодно училищное начальство должно было выделять средства на ремонт дачного дома перед его освобождением на время дачного сезона. В Мотовиловке строилось новое помещение для четырехклассного училища, однако это строительство продвигалось крайне медленно и училищу довольно долгое время приходилось переезжать из одной квартиры в другую.

Понятно, что мотовиловскииепедагоги мечтали об отдельном школьном сооружении и осуществляли определенные шаги для достижения этой цели. Документы рассказывают об этом следующее:

“Первоначальное предположение о постройке при станции Мотовиловке училища всецело принадлежит инспектору народных училищ Н. Д. Багряницы, который по соглашению с директором народных училищ Т. Лубенцем в начале апреля 1908 года обратился к Н. А. Садчикову с просьбой выяснить возможности постройки при станции Мотовиловке четырехклассного училища с затратой из местных средств до 20000 рублей.

На частном совещании местных владельцев, состоявшемуся 17 апреля 1908 года под председательством Н. А. Садчикова, решено с Божьей помощью принять предложение Н. Д. Кармазина и Т. Лубенца и приложить все усилия к учреждению при поселке Мотовиловке четырехклассного городского училища.

Первоначально хлопоты и ходатайства велись Н. А. Садчиковым, затем 12 марта 1909 года утвержден “Устав общества по постройке при станции Мотовиловке Юго-Западных железных дорог 4-хклассного городского училища Министерства народного просвещения. А 22 апреля 1910 года господином попечителем Киевского учебного округа учреждена под председательством г. Н. А. Садчикова особая строительная комиссия в составе: И. Мошкова, П. Антонова, П. Портнова, П. Андросенко”.

Дальше начался сбор средств на сооружение школы. Средствами помогали все, кто мог это сделать – и Юго-Западная железная дорога (лесоматериалы), и земство (3000 руб.), и Министерство народного образования (10000 руб.). Среди частных меценатов только упоминавшийся Садчиков пожертвовал более 1200 рублей.

Всего на строительство было использовано 19968 руб. 39 коп. Основные строительные работы были завершены в 1913 году.

Мотовиловская четырехклассная государственная школа имела типичную для таких заведений программу обучения. В первом классе дети обучались Закону Божьему, русскому языку, арифметике, рисованию, во втором к выше указанным предметам добавлялись еще география, история и естествознание (“естествоведение”). В третьем классе продолжая изучать все перечисленные предметы, ученики изучали еще и новые – геометрию, французский и немецкий языки, а в четвертом новый предмет был только один – физика.

Воспитательный процесс основывался на традиционных для населения православных религиозных ценностях. Изучение Закона Божьего было обязательным для всех классов училища. В большие праздники и воскресенья ученики должны посещать богослужения в православном храме. Но сельский храм в это время находился на ремонте и местные дети не имели возможности его посещать.

Директор школ Киевской губернии однажды лично обратил внимание на этот факт. Соответственно, по этому поводу педагогическим советом Мотовиливськой четырехклассной школы было принято решение о проведение вечерних богослужений в актовом зале училища, “так как в огромном поселке при станции Мотовиловке нет Храма Божия; село же Мотовиловка находится на расстоянии 5-6 верст, а ближайшая церковь есть в селе Солтановке на расстоянии двух верст, куда ведет крайне неудобная дорога”.

Впрочем, солтановський храм не помещал всех желающих побывать на богослужении и поэтому в апреле 1912 года по просьбе директора народных училищ Т. Лубенца педагогическом совете Мотовиловского четырехкласного училища было разрешено “совершать накануне праздничных, воскресных и высокоторжественных дней вечерние богослужения в актовом зале училища и израсходовать из специальных средств сего училища на приобретение предметов, необходимых для богослужения, 88 рублей”.

В училище учились не только жители ближайших деревень, но и значительных городов – таких, например, как Фастов. Стены Мотовиловской школы в течение ее недолговременного существования, успели увидеть немало радостей и печалей. К первым можно отнести то, что лучших учителей школы регулярно награждали денежными премиями. Преподавателям же Закона Божьего вручались, кроме премий, еще и церковные награды. Например, в 1913 году священнику о. Георгию Загродскому, что преподавал этот предмет, по ходатайству директора народных училищ Т. Лубенца был награжден головным убором – скуфьей за “отлично-усердное исполнение законоучительских обязанностей”.

А дальше Мотовиловка и Боровая оказались в водовороте бурных событий войн и революций.
..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *