КАК МОЖНО НАЙТИ ДУХОВНОГО ОТЦА?

– Мои отношения с духовником явно не складываются. Следуя его наставлениям, у меня возникли проблемы в семье, да и со здоровьем также появились проблемы. Духовник же говорит, что теперь я его должен слушаться всю свою жизнь. Так ли это? Могу ли я отказаться от его духовничества?
– Как можно найти духовного отца?
На вопросы отвечает протоиерей Николай Казаков (г.Калуга).
Для начала необходимо найти священника (не обязательно пожилого), которому Вы могли бы просто исповедоваться без сомнений, честно и прямо. Выбор духовника – это очень сложный и ответственный шаг в духовной жизни христианина. Поэтому предлагаю обратиться за советом к человеку святому, безусловно наделенному Богом даром рассуждения, свт. Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому (книга “Путь разума в поисках истины” проф. А.И.Осипов):
“Трудным для нашего времени является обретение истинного наставника. Поэтому мысли и советы святителя Игнатия (Брянчанинова) по данному вопросу представляют особую ценность для каждого ищущего спасения. Во-первых, он говорит о необходимости большой осторожности в выборе духовника и предупреждает об огромной опасности, связанной с ошибкой принять бездуховного “старца” за духовного руководителя. Затем учит о правильном отношении к нему, верном понимании послушания ему и непременности разлучения с таким, который окажется в состоянии духовной прелести. Наконец, что, может быть, особенно важно для современного человека, святитель Игнатий прямо говорит о том, что в его время (середина XIX в.) уже не было духоносных наставников, видящих души людей, но встречались еще, милостью Божией, старшие “преуспевшие братья”, имеющие знание святоотеческих творений и определенный духовный опыт, советами которых нужно непременно пользоваться, проверяя, однако, и их святоотеческими писаниями.
Вот несколько выдержек из творений Святителя по данному вопросу: “По учению Отцов, жительство,.. единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевающих современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию Отцов… Отцы, отдаленные от времен христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкось богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и Отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещевают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных… братий” (т.1,с.563).
“Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!.. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!” (О жительстве по совету.- т.5, с.77).
“Святые отцы завещевают избирать наставника непрелестного… Они предостерегают от учителей неискусных, чтобы не заразиться их лжеучением” (т.1,с.219).
“Скромное отношение советника к наставляемому – совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен” (т.5, с.80).
“Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола” (2 Сол. 2,10-12) (т.5, с.73).
“Святой Макарий Великий говорил, что … встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном в отношении к тому состоянию, которое требуется истинным подвижничеством” (т.1, с.284). “В монастырях употребляется о таких старцах изречение: “свят, но не искусен”, и наблюдается осторожность в советовании с ними… чтоб не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев” (т.1, с.285). Святой Исаак Сирин говорит даже, что такой старец “недостоин называться святым” (т.1, с.286). “Преп. Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным, очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви” (т.5, с.74). “Преп. Кассиан Римлянин (V в.) говорит: “Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих” (т.1, с.491).
Иоанн Лествичник (VI в.) писал, что “в его время очень умалились сосуды Божественной благодати… Причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившемся лукавством” (Сл. 26, гл. 52).
Григорий Синаит (XIV в.) “решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки… Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!” (т.1, с.274).
“Преп. Нил Сорский (XIV в.) никогда не давал наставления или совета прямо из себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же… он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преп. Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особливо позднейших. Его держались упомянутые мною иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий… Никогда не давали они советов из себя… Это давало советам их силу” (т.1, с.489).
“Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи” (т.4, с.519).
“Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований” (т.1, с.72).
Таков голос Священного Предания Церкви, то есть самого Духа Святого, говорящего нам через Своего святого по одному из болезненных вопросов современной духовной жизни”.
От себя могу добавить, что из всего вышеизложенного вытекает очевидный ответ: духовник, требующий от своей паствы непререкаемого повиновения себе, в лучшем случае не знаком со Священным Преданием, с учением Церкви по важнейшему вопросу, и потому уже не имеет права давать советы относительно духовной жизни. Такого “духовника” лучше оставить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *