И снова о свечах и прейскурантах

300512-6-3Все, что мы имеем и чем пользуемся — дар Божий. Отсюда вытекает естественная потребность благодарить Бога. С незапамятных времен люди выражали свою благодарность Богу в виде жертв от своих плодов и стад. Еще в Ветхом Завете Бог говорит: «Сделайте от себя приношения Господу, каждый по усердию пусть приносит приношение». При посещении храма непременно следовало что-то принести в благодарность: «Пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками». (Быт. 4, 2-4; 23, 15-19, 35, 5; Числ. 15, 18-21; Лев. 23, 34-40; 1 Кор. 16, 27.) Подобным образом и мы, когда просим у Бога в храме различных даров и помощи, не должны оставаться бесплодными и неблагодарными. Во многих церковных лавках можно увидеть надпись: «Каждое приобретение — это ваша жертва на храм, жертва Богу». В этой фразе и заключён весь смысл того, что происходит в храме, когда человек в нём что-то приобретает. И поэтому, не верно оценивать церковную свечу с точки зрения грубой политэкономии. Свеча, просто лежащая в пачке, это изделие из воска или его заменителей. Но после освящения это уже не просто товар, имеющий некую первоначальную ценность. Это — символ нашей молитвы и благодарности Богу и наша жертва конкретному храму. Могу Вам сказать, что деньги от продажи свечей — это единственный реальный церковный доход. И как  можно убедиться,на примере большинства,особенно сельских приходов, его не хватает даже для того, чтобы перекрыть расходы на содержание храма и, тем более, на реконструкцию или строительство.

Есть люди, которые возмущены тем, что в храмах за все нужно платить. Кто-то, например, однажды побывав в каком-нибудь монастыре, увидел, что там нет цен на свечи, а рядом со свечами стоит ящик, куда люди кладут деньги, а потом берут свечей столько, сколько нужно. Никто не следит, какую сумму пожертвовал человек и сколько взял свечей, но периодическая сверка остатков свидетельствует, что при таком методе сбора пожертвований, монастырь убытков не имеет. Но это в монастырях! Напомню, что каждый день монастыри принимают огромное количество паломников! Кроме того, они имеют подсобное хозяйство, и часто имеют собственное производство свечей. Но, к сожалению, попытки установить подобную практику в обычных приходах не увенчались успехом. Точно также обстоит дело и с пожертвованиями за требоисполнения. В этом смысле, наш храм не стал исключением. И это к  вопросу о прейскурантах.

В течение года в одном из храмов отсутствовал подобный «прейскурант». И каждый жертвовал за требы или Таинства, включая записки о здравии, и об упокоении, сколько хотел. Была лишь ориентировочная сумма пожертвований, но не фиксированная. После подведения годовых итогов, картина оказалась весьма неутешительной. И вот почему. Некоторые люди, особенно заходящие в храм изредка, недоумевали, что же это означает: пожертвуйте столько, сколько хотите и можете. Они терялись, смущались, не зная: а сколько же пожертвовать? Человеку всегда непросто сделать выбор, а когда еще он не понимает, а за что же это, собственно, я должен платить, это сделать еще сложнее. Ничего себе, рассуждает такой человек, священник скажет десять слов — и, к примеру, пятерка в кармане! Хорошо же живут эти попы, жирно! И на этом моменте стоит остановиться подробнее. Пожертвование за поминальные записки — это не столько плата священнику за его молитвенный труд, сколько милостыня, подаваемая ради Христа, тем человеком, который желает помолиться за своих близких. Лучше всего об этом сказал святитель Афанасий (Сахаров). «Для духовенства, — пишет он, — вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!.. Надо же знать и священнослужителям, и мирянам, что долг первых — молиться о вторых, и что этот долг они неленностно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Миряне же должны знать, что они должники священнослужителей, и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных. А так как постоянное, почти непрерывное, каким должно быть у священнослужителей занятие молитвою, проповедью лишает их возможности заниматься другим трудом, то долг верующих заботиться о том, чтобы для священнослужителей была обеспечена возможность не отрываться от своего главнейшего дела — молиться о всех и за вся. Делатель достоин мзды своей, а молитва — дело, и дело нелегкое, требующее большого душевного и физического напряжения. Это, во-первых. А во-вторых, необходимо же и священнослужителю, и мирянам проникнуться тою мыслью, что подача денег с поминаниями или при совершении треб не есть плата за прочтение поминаний или за совершение треб. То, что приносится священнослужителям при совершении богослужений и треб, — это милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за своих сродников и друзей, живых и усопших. Принимать милостыню во имя Христа — не должно быть стыдно или унизительно для служителя Христа. Наоборот, питаться именем Христа — это великая честь для них, а подавать обильную милостыню во имя Христа должно быть вожделеннейшим делом для всех, носящих имя христиан».

Поэтому, для человека, непонимающего смысла такой милостыни, не живущего духовной жизнью, не знающего даже основ Веры, почти всегда этот выбор является искушением. Искушением пожертвовать, как можно меньше. Предвижу возможные упреки и рассуждения о всеобщем экономическом кризисе, о том, как тяжело сейчас всем живется. Да, знаю, живется нелегко. И только единицы могут держать «удар». Но они не торопятся нести в храмы свою десятину. А Церковь продолжает выживать исключительно на добровольные пожертвования. Ваши пожертвования! Поэтому больно видеть, как люди иной раз «торгуются» и возмущаются у свечного ларька. Кстати, многие из них имеют весьма респектабельный вид. Бывают случаи просто анекдотические, о которых даже стыдно рассказывать!

Поэтому сегодня мы вынуждены придерживаться того принципа, который действует во всех храмах нашей епархии. Потому что до этого вся нагрузка по содержанию храма ложилась на наших постоянных прихожан, которые итак, проявляя сознательность и любовь к храму, всегда жертвовали больше, чем те, кто приходил несколько раз в год. И, конечно, всегда людям неимущим все требоисполнения, во всех храмах совершаются бесплатно!

Очень часто недоброжелатели Православия, рассуждая о вопросах финансовой жизни Церкви, ссылаются на слова Христа, которыми Он напутствовал апостолов: «Даром получили, даром давайте» (Евангелие от Матфея, 10, 8). Но при этом забываются последующие слова напутствия: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания». То есть Христос убеждал своих учеников не заботиться о пропитании, потому что их как трудящихся должны обязательно накормить те, которым они принесут благую весть. Так достойны ли пропитания наши священники, которые служат в храмах службы, крестят наших младенцев, венчают вступающих в брачный союз, причащают на дому больных и недужных старушек, посещают больницы и тюрьмы, отпевают отошедших в мир иной и совершают множество других дел, которые могут совершать только они, священники? Достойны ли пропитания служащие храма, от дворника до бухгалтера? Да, в конце концов, нужны ли нам вообще сами храмы, куда нас пусть нечасто, но всё же тянет наша грешная, истосковавшаяся по Богу душа? Для тех, кто на все эти вопросы отвечает положительно, вопрос о деньгах в храме даже и не возникает

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *