Во время Великого поста во многих храмах Киевской епархии совершается таинство елеосвящения (соборование). Человек, над которым совершается Таинство елеосвящения, должен исповедовать православную веру. Перед совершением елеосвящения должно исповедаться и причаститься Святых Таин.
Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи.
Это таинство ведет начало от апостольских времен. Спаситель дал апостолам повеление помазывать маслом болящих и сообщать им исцеление (Мк. 6, 13). Апостол Иаков говорит об этом таинстве, как о священнодействии, вполне известном в Первенствующей Церкви: “Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14-15).
По уставу Церкви, елеосвящение должно совершаться собором семи священников, и потому оно еще называется соборованием. По обстоятельствам, елеосвящение может быть совершено и меньшим числом иереев, даже и одним, но от лица семи, и потому больной помазуется семь раз св. елеем и в чинопоследовании таинства положено читать семь Апостолов и семь Евангелий.
При совершении таинства на стол полагают св. Крест, Евангелие и ставят блюдо пшеницы, зерна которой символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение. Над пшеницей водружают сосуд елея, в который наливают немного вина. Елей знаменует милость Божию, изливающуюся на болящего, а вино — врачество, употребленное милосердным самарянином в евангельской притче. В блюдо с пшеницей вставляют семь стручцев, обвитых хлопчатой бумагой для совершения помазания.
Чинопоследование елеосвящения состоит из 3-х частей: молебного пения об исцелении болящего, освящения елея и самого семикратного помазания христианина, приемлющего таинство. Болящего помазуют крестообразно на челе, ноздрях, щеках, устах, груди и руках с обеих сторон, причем читается тайносвершительная молитва.
При совершении елеосвящения случаи исцеления от тяжких болезней нередки, во всяком случае, верующему человеку всегда подается временное облегчение от страданий и подкрепляются его духовные силы, что имеет большое значение при его переходе в жизнь вечную.
Православная церковь совершает елеосвящение с целью испросить больному здравия и не смотрит на это таинство как на предсмертное напутствие, чем взгляд нашей Церкви разнится от Римской, называющей елеосвящение “последним помазанием”.
Таинство елеосвящения совершается над всеми православными христианами, начиная с семилетнего возраста, желающими его принять в случае тяжкой болезни. Мнение, что елеосвящение может быть совершено только над престарелыми людьми, совершенно лишено основания, равно как и поверие, что соборованный лишается права вступать в брак.